Д ля создания драматизма в тексте можно использовать такие художественные приёмы, как проспекция, ретроспекция и ретардация. Обычно эти методы применяются при написании новостей, фичеров, лонгридов.
Проспекция — это "забегание вперёд". Автор сообщает информацию, непонятную аудитории, заставляя людей задуматься и прочитать текст дальше. Отличный вариант на случай, когда требуется удержать внимание читателей.
Ретроспекция — это "возвращение назад". Цель копирайтера — дать информацию о прошлом для переосмысления читателем настоящего.
Чтобы было проще разобраться в таких художественных приёмах, как проспекция и ретроспекция, изобразим их схематически.
В реальной последовательности события можно обозначить как 1, 2, 3, 4. Формула проспекции — 3, 1, 2, 4, а ретроспекции — 2, 3, 1, 4.
Ретардация — ещё один метод передачи драматизма в тексте. Под этим термином подразумевается задержка действия из-за рассуждений или пересказа параллельного сюжета. На схеме ретардация передаётся, к примеру, так:
Также можно пересказать несколько событий в последовательности 1, 2, 1, 2.
Итак, теперь вы имеете представление о том, что такое ретардация, проспекция и ретроспекция. Описанные художественные приёмы не раз выручат вас в работе над авторским копирайтингом. Более развёрнутую информацию ищите в учебниках по литературе или пособиях для сценаристов.
Мария Нор — толковый рекламный копирайтер без короны на голове. Создаю пробивные, напористые бизнес-тексты для сайтов и печатных изданий разной направленности. Предложения о сотрудничестве от заказчиков и коллег принимаются по адресу: maestrotext@gmail.com. Отвечаю всем без исключения.