Проспекция, ретроспекция и ретардация

Создание драматизма в тексте. Проспекция, ретроспекция и ретардация

Д ля создания драматизма в тексте можно использовать такие художественные приёмы, как проспекция, ретроспекция и ретардация. Обычно эти методы применяются при написании новостей, фичеров, лонгридов.

Проспекция — это "забегание вперёд". Автор сообщает информацию, непонятную аудитории, заставляя людей задуматься и прочитать текст дальше. Отличный вариант на случай, когда требуется удержать внимание читателей.

Ретроспекция — это "возвращение назад". Цель копирайтера — дать информацию о прошлом для переосмысления читателем настоящего.

Чтобы было проще разобраться в таких художественных приёмах, как проспекция и ретроспекция, изобразим их схематически.

В реальной последовательности события можно обозначить как 1, 2, 3, 4. Формула проспекции — 3, 1, 2, 4, а ретроспекции — 2, 3, 1, 4.

Ретардация — ещё один метод передачи драматизма в тексте. Под этим термином подразумевается задержка действия из-за рассуждений или пересказа параллельного сюжета. На схеме ретардация передаётся, к примеру, так:

  • Событие;
  • Рассуждение;
  • Событие;
  • Рассуждение.

Также можно пересказать несколько событий в последовательности 1, 2, 1, 2.

Итак, теперь вы имеете представление о том, что такое ретардация, проспекция и ретроспекция. Описанные художественные приёмы не раз выручат вас в работе над авторским копирайтингом. Более развёрнутую информацию ищите в учебниках по литературе или пособиях для сценаристов.

Мария Нор — толковый рекламный копирайтер без короны на голове. Создаю пробивные, напористые бизнес-тексты для сайтов и печатных изданий разной направленности. Предложения о сотрудничестве от заказчиков и коллег принимаются по адресу: maestrotext@gmail.com. Отвечаю всем без исключения.