В чём состоят отличия рекламных и PR-текстов? Велика ли между этими материалами разница? Каковы цели и задачи статей для рекламы и пиара?
Прежде чем отвечать на вопросы, должна сказать, что чётких понятий «PR» и «рекламы» по-прежнему нет ни в научной, ни в специализированной литературе для пиарщиков, рекламистов, копирайтеров, филологов. Во-вторых, сами люди, работающие в сфере PR и рекламы, нередко не понимают явных различий в том, чем они занимаются.
Чтобы выявить отличия рекламных от PR-текстов, мне пришлось изучить немало информации, — от монографий до мнений экспертов. В итоге получился пухлый отчёт, который, надеюсь, поможет вам разобраться во всех тонкостях.
1. В рекламном тексте всегда есть «маркировка» — сообщение о том, где и как можно заказать услуги или приобрести товар.
2. Рекламный текст может дублировать PR-статью, но не наоборот.
3. Контент для паблик рилейшнз носит позитивный окрас для создания благоприятной коммуникационной среды.
4. В некоторых видах PR-текстов присутствуют драматургические элементы (в имиджевом интервью, например).
5. Пиар-статьи обязаны отвечать интересам читателей и той площадки, где опубликованы материалы.
6. PR-текст выражает идеологию компании, корпоративную миссию.
7. PR поддерживает отношения с нужными аудиториями, формирует имидж, изучает общественное мнение и реагирует на него в зависимости от ситуации.
В пиар-сфере нет законодательных актов, регулирующих использование текстовых инструментов, тогда как деятельность рекламщиков и журналистов должна вписываться в рамки законов.
Материал может быть опубликован на коммерческой или бесплатной основе, но это не даёт повод причислять его сразу к рекламным или PR-текстам. Главное отличие лежит в характере информации, который несёт в себе статья.
И рекламные, и PR-тексты оперируют информацией, фактами. В рекламной статье факты должны быть привлекательны для потребителя и провоцировать его на конкретное действие. Факты в PR-тексте приобретают важность для читателя чаще потому, что правильно освещены.
Цель пиар-статьи — не реклама и продажи, а, прежде всего, — формирование благоприятной коммуникативной среды и обратной связи с аудиторией. Реклама говорит словами, пиар рассказывает о событиях.
Пиар-статьи никогда не освещают деструктивную информацию, а способствуют тому, чтобы сформировать у читателя гармонизирующее восприятие реальности посредством положительной оценки, отобранных заранее, фактов.
PR и реклама используют разные технологии. Благодаря рекламному тексту можно продать товар, а вот пиар-статья способна послужить для «разогрева» интереса потребителей, помочь с позиционированием продукции. PR действует на ЦА изнутри через формирование мнения.
PR и реклама — две стороны медали. Если говорить о рекламном копирайтинге для бизнеса, то мы имеем дело с разными инструментами и технологиями, однако в итоге они служат одной цели — продвинуть товар/услугу на рынке и продать их. PR — это стратегия, реклама — тактика.
Говорить об отличиях рекламных и PR-текстов можно долго, но такой задачи перед собой не ставила. Думаю, опубликованной информации достаточно, чтобы разобраться в тонкостях рекламы и PR, а также понять, с какой целью создаются те или иные тексты для бизнеса.
Мария Нор — толковый рекламный копирайтер без короны на голове. Создаю пробивные, напористые бизнес-тексты для сайтов и печатных изданий разной направленности. Предложения о сотрудничестве от заказчиков и коллег принимаются по адресу: maestrotext@gmail.com. Отвечаю всем без исключения.